- Аргентина. Балет
Аргентина. Балет
Танцы индейцев, населявших А. до испанского завоевания, использовались монахами-иезуитами в театрализованных представлениях XVII в. В XVIII в. получили распространение формы богатого танцами музыкального театра (сайнете и др.), завезённые из Испании. С 20-х годов XIX в. в Буэнос-Айресе гастролировали европейские балетные коллективы. Эти труппы исполняли романтические балеты балетмейстеров Ф. Тальони, Ж. Перро и др. После открытия в 1908 нового здания театра «Колон» здесь работала балетная труппа, составленная из итальянских танцовщиков. Гастроли в 1910-х годах Русского балета С. П. Дягилева и труппы А. П. Павловой способствовали развитию национального балета. Были открыты школы. С 20-х годов балеты с музыкой национальных композиторов начали ставить иностранные балетмейстеры: Г. Г. Кякшт, Б. Г. Романов («Цветок Ирупе» К. Гайто, 1929), П. Петров («Мекано» Х. Х. Кастро, 1937), М. Вальман («Панамби» А. Хинастеры, 1940, «Река Апуримак» Э. А. Наполитано, 1944) и др. Репертуар театра «Колон» обогащался балетами классического наследия («Лебединое озеро» П. И. Чайковского в редакции балетмейстера Дж. Картера, и др.), спектаклями М. М. Фокина и постановками известных европейских и американских хореографов Л. Ф. Мясина, Дж. Баланчина, А. Тюдора, А. Миллоша, У. Доллара и др. Эти же балетмейстеры обратились к музыке национальных композиторов: Мясин поставил «Дом Ашер» Р. Гарсии Морильо (1955), Дж. Тарас — «Концертные вариации» на музыку Хинастеры (1960). В 70-е годы в репертуаре были балеты И. Георги (на музыку ораторий К. Орфа «Кармина Бурана» и др.), Ж. Скибина («Золушка» С. С. Прокофьева, «Дафнис и Хлоя» М. Равеля, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского), В. Бьяджи и др. Балетмейстер А. Андраде поставил «Мекано» Х. Х. Кастро, «Орфея» на музыку Ф. Листа (оба в 1971) и др., Р. Хиачеро — «О танце и о смерти» X. Фонтенлы (1975). С 1930-х годов труппа театра «Колон» состояла уже в основном из аргентинцев. Ведущие артисты 30—40-х годов: М. Руанова, В. Феррари; 50—70-х годов: танцовщицы — И. Боровска, О. Ферри, Э. Агоглия, Н. Фонтенла, Н. Лопес, Л. Бельфьоре, В. Ханейро; танцовщики — X. Томин, В. Тупин, Э. Ломми, К. Скьяфино, Р. Родригес, Г. Мольяхоли, А. Труйоль, Р. Чаян. Особой популярностью пользовался X. Неглия (погиб в 1971). Группой руководили Т. Григорьева (50—60-е годы), Руанова (1968—72), затем Агоглия и др. При театре с 20-х годов работает балетная школа. Известностью пользовались коллективы: Балет аргентинского театра в Ла-Плате (с 1946), Аргентинская балетная труппа Р. Хиачеро (с 1948), Современный балет города Буэнос-Айреса под руководством О. Арайса (1968—74), в репертуаре которого были постановки Арайса — «Ореол» на музыку Альбиони, 1965, «Индейская симфония» на музыку Чавеса, 1967, «Ромео и Джульетта» Прокофьева, 1970, и др. С 30-х годов работали коллективы танца модерн под руководством Р. Шоттелиус, Д. Хойер, С. Инхеньерос. Фольклорные коллективы возглавляли И. Перес Фернандес, А. Велес и др.
Литература:
Heinrich A., Sol A., Ballet en la Argentina, В. Aires, 1961.E. Я. Суриц.
Энциклопедический справочник «Латинская Америка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор В. В. Вольский. 1979-1982.